Блог munich

Регистрация

munich

МЮНХЕН СИТИ

<<< ПЕРВЫЙ ОКТОБЕРФЕСТ
«СИНИЙ ЛЁН» ЛАРИСЫ МОНДРУС...>>>

МЮЕХЕН И ЕГО ГЕРОИ: ЛЕО ФОН КЛЕНЦЕ


В Мюнхене, куда не пойдешь, обязательно встретишь творения прославленного баварского придворного архитектора и художника Лео фон Кленце - монументальные здания, которые он придумал, нарисовал и воплотил в камне. И хотя сначала эти строения, рожденные натурой, обожествлявшей классических греков и титанов ренессанса, были чужды Мюнхену и прямо противоречили патриархальному прошлому города, основанного Генрихом Львом, так получилось, что любимый миллионами людей современный нам Мюнхен без многочисленных строений Кленце воспринимался бы совсем другим и многое бы потерял. Так бывает с теми счастливыми городами, чье открытое сердце принимает все культуры и все стили, переделывает их на свой вкус и призывает гурманов отведать совершенно новое блюдо, пускай и эклектичное по своей природе, но, тем не менее, привлекательное и не лишенное удивительного обаяния.

Баварский Давид Строитель
   Даже не будучи профессиональным астрологом, можно смело сказать, что Баварское королевство родилось под счастливой звездой. Когда его крестный отец, неугомонный Наполеон Бонапарт отправился в свою первую ссылку на остров Эльбу, оно продолжало существовать, найдя новых покровителей среди участников Венского Конгресса. И если добродушный Макс Иосиф Первый больше заботился о вовремя накрытом обеденном столе, чем о архитектурных достоинствах королевской столицы, то его наследник кронпринц Людвиг имел «строительный зуд»… и характер, от которого может заплакать даже камень, а не только художник с ранимой душой. Подобно легендарному грузинскому царю Давиду Строителю будущий второй король Баварии хотел и страстно мечтал сделать провинциальный Мюнхен еще одной блистательной европейской столицей. Тем более, благодаря секуляризации (экспроприации обременяющего церковь имущества), чью идею подсказали баварцам неугомонные французы, деньги на строительство были собраны… у монастырей «добровольно-принудительным» образом. Оставалось только найти талантливого архитектора.

Происхождение мастера
   Лео фон Кленце родился в многодетной семье придворного советника Карла Кленце в ночь с 28 на 29 февраля 1784 г. В городе Шладене (Южная Саксония). С 1798 по 1800 годы обучался в гуманитарном «Коллегиум Каролинум» в г. Брауншвейге (Нижняя Саксония). В 1800—1803 гг. жил в Берлине, где первоначально изучал юриспруденцию, но затем увлекся зодчеством, основами которого овладевал в мастерских известных архитекторов Ф. В. Хирта и Ф. Жилли. Затем продолжил дальнейшее обучение в Париже, в мастерских Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтена - выдающихся представителей стиля ампир. И закончил свое архитектурное образование в 1807 году поездкой в Италию, где изучал памятники античного зодчества и произведения архитекторов эпохи Возрождения.


Блестящее начало
   После возвращения из Италии Кленце по рекомендации одного хорошего знакомого неплохо устроился в Касселе, получив, несмотря на молодость, должность придворного архитектора у короля Вестфалии Жерома Бонапарта. Там же он осуществил свой первый проект — театр при замке Вильгельмсхоф. И хотя Козьма Прутков однажды подметил, что однобокий специалист подобен флюсу, любой власти угоден тот специалист, который прекрасно знает «что?» и «как?». Потому что сильным мира сего нужны символы их могущества. И архитектура, еще со времен первых Египетских фараонов, доказала, что она как нельзя лучше отражает величие существующего режима. Историки давно заметили одну простую закономерность: чем больше в Империи строят – тем она сильнее становится, и наоборот, прекращаются стройки - ветшает и «вечный» Рим, и «блистательный» Константинополь. Годы, которые энергичный трудоголик Кленце провел в Касселе, сблизили его с королем Вестфалии Жеромом Бонапартом и поэтому, когда к городу подошли русские казаки, местные патриоты, считавшие придворного архитектора прислужником оккупантов, пригрозили нашему герою расправой. Но на счастье, у жены Кленце был очень предприимчивый отец…

Перекрестки судьбы
   В августе 1813 года Лео фон Кленце женился на Фелицитас Блангини из Турина, которая впоследствии осчастливила нашего героя тремя сыновьями и двумя дочерьми. Но так устроена человеческая жизнь, что радостные события чередуются с испытаниями и еще вчера стабильное и надежное существование сменяется тревожным ожиданием или новой дорогой, которая упирается в, так называемый, перекресток судьбы. Уже во второй половине сентября 1813 года власть Наполеона и его многочисленного семейства над Европой рухнула, а Кленце лишился своего благодетеля и работодателя. В результате чего архитектор вместе с женой и тестем буквально бежали в Париж. Не обошлось без приключений, достойных авантюрного романа, но об этом как-нибудь в другой раз. В Париже беглецы пробыли недолго, откуда они, сменив французский «триколор» на цвета победителей, направились в Вену в поисках новых заказов и почестей. По дороге остановились в Мюнхене, где у Блангини-старшего были хорошие связи, в том числе и с баварским королем Максом Иосифом I. Здесь первый раз и произошла встреча Кленце с кронпринцем Людвигом. Они послушали друг друга… и разошлись без какого-либо существенного результата, чтобы потом, уже со второй попытки взяться за то дело, которое так сильно изменило облик столицы Баварии.

Холодная Вена
   Став на время центром победившей «Корсиканское чудовище» коалицией, Вена бурлила и на всех, съезжающихся в поисках милостей претендентов, смотрела свысока и с плохо скрываемым тщеславием. Какая же победа без монумента, возвеличивающего современников в глазах последующих поколений? Вот и главы стран-победительниц пожелали построить нечто подобное и объявили конкурс на лучшее решение. Лео фон Кленце тоже предложил свой проект «Памятника победителям» («Projet de Monument à la Pacification de l'Europe»), который гораздо позже частично был реализован при возведении «Wallhalla» в Баварии. Но выиграть конкурс не получилось, и наш герой очень сильно заскучал.


Наполеон возвращается
   А тем временем случилось то, чего никто себе даже представить не мог. В три часа дня 1 марта 1815 г. флотилия, состоящая из нескольких небольших судов, причалила к французскому берегу в бухте Жуан, недалеко от мыса Антиб. Наполеон Бонапарт вышел на берег и немедленно приказал начать высадку. Прибежавшая таможенная стража, увидев бывшего французского императора, сняла шапки и громко приветствовала его. Узнав о том, что «власть переменилась», Кленце со всем своим семейством, включая первенца, поспешил в Париж, тем более, что его прежний покровитель Жером уже был подле триумфально вернувшегося на Страстной неделе в столицу Франции Наполеона. Но, к сожалению, для нашего героя, судьба выделила самому успешному полководцу всех времен и народов Наполеону только 100 дней, которые закончились горьким поражением при Ватерлоо 18 июня 1815 года. В этом сражении участвовал и Жером Бонапарт. Для Кленце наступили тяжелые дни. Он попал в очень серьезное и весьма опасное положение. Нужно было срочно что-то делать. Или искать спасение в новом бегстве или найти сильного и весьма влиятельного покровителя.


Подарок судьбы
   Пока Кленце затравленно метался по Парижу, в столицу поверженной Франции вступили войска коалиции и вместе с ними (о, подарок судьбы!) наследник баварского престола кронпринц Людвиг. В качестве одной из стран победителей Наполеона свободное королевство Бавария прислало отряд под его командованием для участия в военном параде в Париже. Знакомые художники сообщили по секрету нашему герою, что принц интересуется античными скульптурами и задумал построить в Мюнхене для них монументальное здание в греческом стиле. Недолго думая, Кленце сделал несколько набросков будущей Глиптотеки и со свежими рисунками отправился на прием к Людвигу. В принципе, эти оба человека, чья встреча Париже в июле 1815 года изменила облик Мюнхена, обладали не самыми лучшими характерами, но тогда каждый из них понял, что их союз может быть весьма успешным и продуктивным.


Париж у ваших ног
   Все четыре месяца, которые Людвиг провел в Париже, они не расставались. Кленце стал его культурным гидом и отчасти наставником. Они посещали музеи, картинные галереи, самые знаменитые частные собрания, встречались с французскими художниками и скульпторами, подбирали скульптуры для античной коллекции баварского принца. Надо отдать должное Кленце, он умел подбирать ключи к сердцам сильных мира сего и при этом не слишком отступать от собственных принципов. Обладая, можно сказать, энциклопедическими знаниями в области не только архитектуры, но и всего культурного наследия античных цивилизаций, он наставлял и просвещал своего молодого спутника таким образом, чтобы увлеченный идеей превращения Мюнхена в «Афины на Изаре» Людвиг воспринимал многие вещи, подсказанные Кленце, как свои собственные.


Пауки в банке
   Недолго думая, восхищенный талантами Кленце Людвиг приглашает поиздержавшегося приятеля в Мюнхен на должность архитектора при дворе его отца Макса Иосифа I. Конечно, баварская столица с ее 40 тысячами жителей – это вам не Вена и не Париж, тем более, место главного архитектора и интенданта уже занято королевским фаворитом Андреасом Гертнером. Да и мягкотелый король Баварии не собирается его менять на пришлого варяга. После некоторых раздумий Кленце соглашается приехать и повоевать за свое место под солнцем Южной Германии. Когда удивленный приездом Кленце в Мюнхен Макс Иосиф спросил у сына: «Зачем, сынок, нам два архитектора, они же не пауки, которых можно держать в одной банке?», Людвиг заявил: «Папа, я уже взрослый и самостоятельный и хочу иметь собственного архитектора, который меня понимает гораздо лучше, чем твой интендант-зануда».


Первый камень
   В январе 1816 года Мах Иосиф подписал договор о назначении Лео фон Кленце придворным архитектором с окладом в 2400 флоринов. В тоже время Андреас Гертнер, принявший в штыки опасного конкурента, начал вербовать в академических кругах Мюнхена противников нахального саксонца. Не удивительно, что комиссия, отвечавшая за конкурс проектов новой Глиптотеки, отклонила предложения нашего героя. В тоже время доработать свой проект пришлось и другому участнику конкурса – Карлу фон Фишеру. Далее Кленце пошел на хитрость. Понимая, что король постепенно сдает свои позиции настырному Людвигу, и ему нужно набраться терпения и потянуть время, Кленце в отличие от Фишера внес исправления в свой проект Глиптотеки не за две рекомендуемые комиссией недели, а только к середине апреля. Сначала кронпринц был недоволен столь большой отсрочкой, но, в конце концов, уступил. А потом и вовсе «надавил» на комиссию и утвердил план Кленце, не обращая внимания на мнения маститых академиков. И вот 27 апреля 1816 года был торжественно заложен первый камень в основание знаменитой мюнхенской Глиптотеки.


От первого до последнего
   Наследие художника и архитектора Лео фон Кленце оказалось, на редкость плодотворным. Несмотря на то, что к достопримечательностям баварской столицы, на которые приезжают посмотреть люди со всего мира, приложили руки и светлые головы многие выдающиеся архитекторы, творения Кленце занимают в ней одно из ведущих мест. Кёнигсплатц, Глиптотека, Пинакотека, Пантеон на Лугу Терезии, Пропилеи, королевский дворец, Мариенкирхе, здание Военного министерства, ряд дворцов и жилых зданий. И это только в Мюнхене. К сожалению, объем этой статьи не позволяет рассказать об истории создания каждого объекта. Мы это попробуем сделать в другой раз. Он работал, практически, до самого конца. К нему в качестве заказчиков обращались первые лица других государств, в том числе и российский император Николай I. Потому что стиль и монументальность его творений олицетворяли государственное величие и власть. 25 августа 1862 года он стал почетным гражданином Мюнхена, а 27 января 1864 года Леон фон Кленце скончался в окружении своей многочисленной семьи в Мюнхене от воспаления легких. Похоронили его на Старом южном кладбище в Мюнхене.
Павел Зеликов

Теги: кленце|мюнхен|история

  • WillieSn
    8 декабря 2015|20:10|ссылка
    Я считаю, что Вы заблуждаетесь.


    ______________
    http://vozbujdenie.com